Но что такого в законопроекте, появившемуся на волне эмоционального обсуждения проблемы лудомании среди военных в соцсетях и медиа?
Сам Антон Кучухидзе называет по крайней мере несколько опасных моментов, которые могут кардинально изменить ситуацию на рынке не в лучшую сторону. Остановимся на них подробнее, приведя как оценки главы ассоциации, так и собственные соображения.

Таким образом, законопроект почти полностью лишает игорный бизнес возможности рекламироваться - при том, что реклама выступает маркером, благодаря которому потребитель может отличить лицензированное онлайн-казино от нелицензированного. Логично, что о существовании "белого" списка КРАИЛ знают не все, да и мотивации проверять в нем выбранного провайдера может не хватить. Особенно важна реклама во время становления рынка, которое Украина все еще переживает. Как показывает опыт США, после идентификации "черный-белый" количество рекламы уменьшается само собой. Но 9256-д рискует прервать идентификацию при этом оставив широкие возможности для продвижения лотерейщикам. И "белый", и "черный" гемблинг остаются на территории неопределенности, а лотереи приобретают легитимизированный статус.
Казалось бы, небольшая беда (хотя западные исследования подтверждают, что традиционные лотереи могут вызывать мощную зависимость, особенно, среди малоимущих, уязвимых слоев населения). Мол, несколько скретч-карт и розыгрышей с шариками ни на что особо не повлияют. Впрочем, опыт Украины говорит об обратном. В годы запрета игорный бизнес работал именно под прикрытием лотерей, и реализовывать схему у нелегалов осталось желание и сейчас. По версии следствия, руководители двух крупнейших операторов государственных лотерей принимают букмекерские ставки и проводят игры онлайн-казино без соответствующей лицензии. И возможные изменения в нормах рекламирования "проталкивает" такие инициативы в белое поле.
Законопроект в нынешней версии лишает компании игорного бизнеса еще двух маркеров легитимности. Во-первых, компаниям с игорными лицензиями хотят запретить заниматься спонсорством (и такой вариант, учитывая международный опыт и практику поддержки, в частности, спортивных соревнований представляется драконовским, поскольку можно начать хотя бы с ограничений рекламной площади для спонсорского лого и т.д.). Во-вторых, согласно законопроекту, рекламой считается и информация о любой благотворительной помощи. С такой минимальной возможностью рекламироваться в этом контексте игорный бизнес приравнивается к нелегалам.
Еще один мощный коррупционный риск - создание двух органов-регуляторов вместо одного.
"Законопроект содержит норму о ликвидации КРАИЛ и создании двух отдельных органов: один - для регулирования букмекерской деятельности, онлайн-казино, заведений казино, а второй - для регулирования рынка лотерей. Это приведет к снижению государственного регуляторного влияния на рынок", - отмечает Кучухидзе.
Если единственный регулятор на рынке - КРАИЛ - удерживал баланс между лотерейщиками и другим игорным бизнесом, отдельные органы с высокой вероятностью станут на сторону своих подопечных. На отдельные блага для игорного бизнеса надеяться наивно: законопроект максимально урезает пространство для маневров. Но для лотерейщиков отдельный орган значительно повышает шансы на утверждение выгодных Лицензионных условий, которые потенциально позволят предоставлять те же услуги букмекеров и онлайн-казино по единой лицензии. И уже без открытых дел и прочих проблем. При этом речь идет о монопольном, а не конкурентном лотерейном рынке, ведь лицензии операторам хотят выдавать по конкурсу.
Поэтому есть риск, что выгоду получат даже не обобщенные представители лотерейного бизнеса, а конкретные люди и компании. К этому весомому коррупционному компоненту и привлекают внимание в UGC.
Кроме того, по словам Кучухидзе, существует риск препятствования деятельности иностранных инвесторов из-за невозможности инвестиций в отечественную сферу азартных игр. Согласно документу, организаторами азартных игр не могут быть те, кто "владеет прямо или косвенно (через другое физическое или юридическое лицо) любой долей резидента иностранного государства, государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины", которая не содержит ограничений во времени.
"То есть сейчас под эту статью подпадают все(!) международные бренды азартных игр, которые когда-либо проводили деятельность на территории России, но сразу после начала широкомасштабного вторжения вышли с рынка России", - акцентирует глава бизнес-ассоциации.
Автор: Алина Швец





